Персональный сайт воспитателя МКДОУ №3 города Кирова

Культура поведения дошкольников

Совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

     Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.
     В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты:
- культурно-гигиенические навыки и привычки, 
- культура общения со взрослыми и сверстниками, 
- культура деятельности.

     Культурно-гигиенические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.

     Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм и правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.
     Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.

     Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

     УСЛОВИЯ, ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
     1. Авторитет и культура родителей.
Культура родителя, характер его общения, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение взрослого использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка - всё это вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению взрослых, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.
     2. Точное осуществление режима.
Режим позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.
     3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети.
Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.
     4. Положительная эмоциональная атмосфера.
Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения.

     Поведение детей регулируется правилами, которые формируются на основе норм.
     Правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней". Правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов. Каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений).

Что ищем?

Детский лепет

  • Мальчик, 3 года

    - Где работает твой папа?

    - Мой папа войнист! (с гордостью сказал мальчик)

  • Игра в магазин

    Покупатель: "Дайте мне пожалуйста пива!" Продавец, поймав недоумевающий взгляд воспитателя: "А у нас пива нет, только молоко..."

     

  • Девочка, 4 года

    Раскрасив морковь в зеленый цвет, прокомментировала: "Она еще не созрела..."

  • Мальчик, 4 года

    Лежит на ковре, умоляет своего друга: "Миша, тащи меня, а то я не могу один тащиться!"

Статистика

Посетители - 641

Личный сайт Сытенских Екатерины Сергеевны © МКДОУ 2013